Пояснительная записка к тематической смене
«Интеллектуальный резерв Подмосковья»

 

Актуальность и предпосылки:

 

В рамках проекта «Детский Наукоград» с целью развития одаренности школьников, их способностей к креативному мышлению и активному использованию своих знаний в дни осенних каникул проводится тематическая смена «Интеллектуальный резерв Подмосковья».

 

I. Сроки проведения: 29.10-5.11 (8 дней), 01.11-10.11 (10 дней)

 

II. Место проведения: Пансионат «Пущино», Серпуховской район, Московская область.

 

III. Количество участников: 100 детей

 

IV. Категория участников: учащиеся 5-10 классов, проявивших интерес и способности к предметным школьным олимпиадам по математике, физике и биологии участники школьных научных объединений, а также учащиеся, обладающие хорошими коммуникационными навыками, грамотной, развитой речью, с активной жизненной позицией и лидерскими качествами.

 

V. Цели и главные задачи образовательной программы смены:

 

Основная цель: интенсивная подготовка к решению олимпиадных задач по математика, физика, биология (8,9,10 классы), мотивация на успешную учебу, практика научно-исследовательской деятельности, внедрение модели саморазвивающего и самосберегающего поведения школьников, передача современных технологий успешной учебы.  

 

Цели  воспитательной программы смены:

 

1.    Развитие качеств характера (инициативность, адаптивность, лидерство, оптимизм, сила воли, любопытство, настойчивость).

 

2. Развитие личностных компетенций (критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки, коллаборация) в соответствии с трендом в профессиях будущего.

 

3.      Развитие гибкости и нешаблонного мышления.

 

Задачи смены:

 

1.    Обучение школьников практическим навыкам самоорганизации и работы в тематических сообществах.

 

2. Формирование критического мышления школьников, обучение инструментам ведения заметок и конспектирования.

 

3.    Развитие креативного мышления школьников.

 

4. Выравнивание «флюса таланта» (знакомство с другими направлениями личной занятости), создание индивидуальных планов подготовки, выстраивание траектории личного развития.

 

5. Обучение участников теоретическим основам и практическим навыкам решения олимпиадных задач по предметам естественнонаучного цикла, в том числе формирование навыков стрессового поведения, концентрации внимания.

 

6.    Внедрение в образовательные организации новых стандартов активной досуговой деятельности школьников во внеурочное время путём максимального использования менеджерских способностей школьных лидеров.

 

VI. Основные компоненты программы тематической смены:

 

Оздоровительное направление:мониторинг состояния здоровья участников, занятия ОФП, передача навыков самодиагностики и самоконтроля; практические занятия авторского курса «Чемоданчик здоровья» (занятие №2 «Зоркий глаз», занятие №5 «Красивая осанка»), знакомящие участников с легко тиражируемыми комплексами упражнений, позволяющими снизить риски развития заболеваний, вызванных малоподвижным сидячим образом жизни и большими учебными нагрузками.

 

 Образовательное направление:

 

 «Инструментарий успеха» - цикл тренинговых занятий, направленных на развитие у обучающихся психологических качеств, необходимых для успешного решения задач в ситуации повышенных интеллектуальных, физических и эмоциональных нагрузок, максимальное раскрытие способностей учеников и использование всех личностных ресурсов для достижения поставленных целей.

 

«Интернет-ресурсы при составлении индивидуальной траектории развития и создание личного портфолио» - обзор тематических интернет-ресурсов (дистанционные кружки, секции, курсы, конкурсы, тренажёры), создание индивидуального плана подготовки с учётом выбранных ресурсов.

 

«Путь к Олимпу» - ежедневные занятия интенсивной подготовки к решению олимпиадных задач,  предметные теоретические и практические занятия по выбранному направлению (биология, физика, русский язык, математика), направленные на знакомство с алгоритмами решения олимпиадных задач.

 

 «Гимнастика для ума» - индивидуально-командные соревнования в решении различных типов олимпиадных заданий с последующим разбором приёмов их решения по различным предметам, занятия по русскому языку по авторской методике Синячкина В.П.

 

 «Практика проектирования» - формирование опыта применения межпредметных связей в проектной социально-значимой деятельности, создание популяризаторов – специальных продуктов (презентации, плакаты, видеоролики и др.), популяризирующих ценность предметных знаний, объясняющих с научной точки зрения, происходящие природные и социальные процессы и явления. Финалом работы в данном направлении станет Ярмарка идей, лучшая из которых будет выявлена всеобщим голосованием.

 

 Экскурсии с практическими занятиями: Институт математических проблем биологии, Пущинская обсерватория, станция искусственного климата «Биотрон».

 

Развлекательно-развивающее направление: включает в себя досуговые мероприятия в рамках программы, коллективные творческие дела, направленные на расширение кругозора, развитие системного мышления, логики, скорости реакции, преодоление стартового торможения ((ток-шоу, интеллектуальный квест, литературный вечер, деловые игры и т.д.)).

 VII. Кадровое обеспечение программы смен:

  Лекторы и ведущие практические занятия:

 

- сотрудники Межфакультетского научно-образовательного центра МГУ им М.Ломоносова;

 

-физика: Дагкесаманский Р.Д., доктор физ-мат наук, руководитель Пущинской радиоастрономической обсерватории Астрономического центра физического института им.Лебедева;

 

- биология: Долгов Сергей Владимирович,  кандидат сельско-хозяйственных наук, руководитель станции искусственного климата «БИОТРОН»;

 

- специалисты Координационного центра социальной поддержки молодежи: вожатые, воспитатели, игротехники, психолог-профориентатор;

 

- Тренеры-репетиторы по математике, русскому языку, физике и биологии для учащихся 8-10 классов; 

 

- Тренеры по тайм-менеджменту, скорочтению, личной мотивации.